Экономические школы
Карл Маркс разработал альтернативную экономическую теорию, названную марксистской экономикой. Марксистская экономика основана на трудовой теории стоимости и предполагает, что ценность товара зависит от количества труда, необходимого для его производства. Согласно этой аксиоме, капитализм был основан на том, что работодатели не платили полную стоимость труда работников для получения прибыли. Австрийская школа отреагировала на марксистскую экономику, рассматривая предпринимательство как движущую силу экономического развития. Это заменило трудовую теорию стоимости системой спроса и предложения. обществознание

Основание психологии
Психология как независимое от философии научное направление возникла в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую лабораторию, посвященную исключительно психологическим исследованиям (в Лейпциге). Другие важные ранние вкладчики в эту область включают Германа Эббингауза (пионера в исследованиях памяти), Ивана Павлова (который открыл классическое обусловливание), Уильяма Джеймса и Зигмунда Фрейда. Влияние Фрейда было огромным, хотя скорее как культурной иконы, чем силы в научной психологии.

Современная социология
Современная социология возникла в начале 19 века как академический ответ на модернизацию мира. Среди многих ранних социологов (например, Эмиля Дюркгейма) целью социологии был структурализм, понимание сплоченности социальных групп и разработка “противоядия” от социальной дезинтеграции. Макс Вебер был озабочен модернизацией общества с помощью концепции рационализации, которая, по его мнению, заманивала бы индивидов в “железную клетку” рационального мышления. Некоторые социологи, включая Георга Зиммеля и У. Э. Б. Дюбуа, использовали более микросоциологический, качественный анализ. Этот микроуровневый подход сыграл важную роль в американской социологии, а теории Джорджа Герберта Мида и его ученика Герберта Блюмера привели к созданию подхода символического интеракционизма к социологии. В частности, просто Огюст Конт проиллюстрировал своей работой переход от теологической стадии к метафизической и, от нее, к позитивной стадии. Конт позаботился о классификации наук, а также о переходе человечества к ситуации прогресса, обусловленного переосмыслением природы в соответствии с утверждением ‘социальности’ как основы научно интерпретируемого общества.

Романтизм
Романтическое движение начала 19 века изменило науку, открыв новые направления, неожиданные для классических подходов эпохи Просвещения. Упадок романтизма произошел потому, что новое движение, позитивизм, начало придерживаться идеалов интеллектуалов после 1840 года и продолжалось примерно до 1880 года. В то же время романтическая реакция на Просвещение породила таких мыслителей, как Иоганн Готфрид Гердер, а позднее Вильгельм Дильтей, чьи работы легли в основу концепции культуры, которая является центральной в данной дисциплине. Традиционно большая часть истории предмета была основана на колониальных столкновениях между Западной Европой и остальным миром, и большая часть антропологии 18-го и 19-го веков в настоящее время классифицируется как научный расизм. В конце 19 века за “изучение человека” развернулись баталии между сторонниками “антропологического” направления (опирающимися на антропометрические методы) и сторонниками “этнологического” направления (изучающими культуры и традиции), и эти различия стали частью более позднего разделения между физической антропологией и культурной антропологией, последнее было начато учениками Франца Боаса.